----------------------- Page 1----------------------- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ! НАУКИ Органы! исполнительной! власти РОССИЙСКОЙ! ФЕДЕРАЦИИ субъектов! РоссийскоЙ! Федерации- )миноБрнАуки! россии* осуществляющие! государственное /Щепартамент! государственной управление! в!сфере!образования политики! в!сфере! защиты! прав детей Люсиновская! ул/-! д/! 62-!Москва-! 22(8::(8! / Тел/0факс! )5::*! 3З8! .69.(m! 5/ F.nbjm;! e18Anpo/hpw/sv 01!u-!0s08! O#! "0.!0708 О!направлении методических! рекомендаций -Щепартамент! государственной! политики! в! сфере! защиты! прав! детей Минобрнауки! России! )далее!.-Щепартамент*! направляет!для! использования! в!работе Методические! рекомендации для образовательных организации по! информированию! родителей! о! рисках-!связанных! с! детской! смертностью- разработанные во!исполнение! пункта!5!Протокола! совещания у! Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации о/Ю/! Голодец от! 31!февраля! 31228! г/!K]Ъ! ОГ.П9.З8пр/ возросшая!статистика! травматизма! детей! безусловно!требует! привлечения широкого! внимания! общественности- проведения работы! как! с! детьми так! и! родителями/! -Щепартамент! просит разместить указанные! методические в!информационно.телекоммуникационной! сети! ==интернет*! на!сайтах рекомендации! образовательных! организаций провести просветительские мероприятия с!родител!ями! и!обучающимися/ Приложение;! на!22!л/! в!2!экз/ л2 0m 0m-- Е/А/!Сильянов /Щиректор-/Щепартамента -п| -X И/В/!Пестовская m! mm )5::*! 792.14.98! доб/! 5471 ч О!направлении! методических! рекомендаций! .!18 ----------------------- Page 2----------------------- Приложение к!письму! от!)) 0@--! йа0 3128! г/!Kф! (0.0700 МЕТОДИЧЕСКИЕ! РЕКОМЕНДАЦИИ для! образовательных! орган! изаций! по!инф! ормированию! родителей о! рисках-!связанных! с!детской! смертностью Введение В! период! летнего! отдыха!у!детей! и!подростков! значительно! увеличивается объем! свободного! времени/! При!нахождении! несовершеннолетних! без! присмотра взрослых! резко! возрастают! риски! несчастных! случаев-! приводящих! к! травмам- увечьям-! и!даже! детской! смертности! от! внешних! причин/ В!целях! профилактики! несчастных! случаев! и!детской! смертности! от! внешних шричин! в!образовательных! организациях! необходимо! проводить! информирование родителеи! о! рисках-! связанных! с! детскои! смертностью-! их! причинах-!типах и!способах! предупреждения/ Методические! рекоменд! ации! рассматривают различные!аспекты организации и! гJроведения! комплекса! мероприятий! для образовательных организаций по!информированию! родителей! о!рисках-!связанных! с!детской! смертностью! и!могут быть! использованы для! организации! работы! с! родителями! и!детьми/ Разработаны настоящие! рекомендации! федеральным! государственным бюджетным! научным! учреждением! =JKfIUq!защиты! прав!и!интересов! детей?! на основе! матери€Mлов-! представленных! Министерством! здравоохранения! Россий<кой Федерации/ 2/! Наиболее! распространенные! несчастные! случаи-! приводящие к!увечьям! и!смерти! детей-! их!причины Медицинские! эксперты! Всемирной!организации! здравоохранения! пришли к!выводу! .! в!настоящее! время! в!больтттинстве! цивилизованных! стран! дети! чаще погибают! в! несчастных!случаев-! чем!от! всех!болезней! вместе!взятых/ результате! ----------------------- Page 3----------------------- 3 Задача! родителей!сделать! все!возможное-! чтобы! максимально! обезопасить своего! ребенка! от! несчастного! случая/ игр-!занятий! спортом/ Возникновению! несчастных! случаев! способствуют! и! психологические особенности! детеЙ;! любознательность-! большая! подвижностъ-! эмоцион€uльность- недостаток! жизненного! опыта-! а!отсюда! отсутствие! чувства! опасности/ Причины! несчастных! случаев!с!детьми! имеют! возрастную!специфику; шаKJости-! неосторожного! поведения! ребенка/ Так-!у!детей! 21.23!лет! появляются! новые! интересы-! они!становятся! более ----------------------- Page 4----------------------- b K активными-! самостоятельными-! в! играх!стараются! проявитъ! изобретателъность- стремятся!утвердиться! в!среде! сверстников/ несчастных! случаев! у! школьников! 21.24!лет/! Подросток-! сознавая! свою )нескладность?-! старается! ее!скрыть! напускной! грубостью-!бравадой/! Начавшаяся интенсивная! деятельность! желез! внутреннеи! секреции! сказывается! на!состоянии нервной!системы! подростков/! Неуравновешенность-! вспыльчивость-! повышенная возбудимость! с!недостаточной! выдержкой! делают! их!шумными-! импульсивными/ 3/!Обучение! детей!основам! профилактики! несчастных! случаев С! учетом! указанньж-! причин! работа! родителей! по! предупреждению несчастных! случаев!должна! вестись! в!следующих! направлениях; профилактики! несчастных Создание! безопасной! среды! пребывания! ребенка! предполагает; 2*!организацию! досуга! ребенка-! включение! его! в!интересные! и!полезные р€Mзвивающие! занятия< 3*!ограничение! опасных! условий-! обеспечение! недоступности! для! ребенка опасных! средств! и!веществ< 4*!запрет! на!пребывание! ребенка! в!местах-! связанных! с!рисками!для!жизни! и здоровья! без! присмотра! взрослых! )стройках-! запретных! и! промышленных! зонах- местах! интенсивного! движения! транспорта-! открытых! водоемах! и!т/п/*< 5*!обеспечение! постоянного! надзора!за!времяпровождением! и!занятиями ребенка! )обеспечение! организованного! отдыха! или! присмотра! со!стороны! самих родителей-! родственников! и!т/п/-! регулярный! контакт!с!ребенком! в!течение! дня! с использованием! электронных! средств! связи*/ ----------------------- Page 5----------------------- Систематическое! обучение! детей!основам! профилактики! несчастных! случаев включает; 2*!информирование! ребенка! о!видах! и!причинах! несчастных! случаев-! рисках- влекущих! за!собой! травматизм-! увечья! и!смерть-! а!так!же!об!условиях! и!способах избегания! несчастных!случаев< 3*!регулярное! инструктирование! ребенка! о!правилах! и!мерах! безопасного поведения! в! быту- на!улицах-! дороге-! транспорте-! на! игровых!и! спортиьных площадках! и!т/п/< З*! обучение ребенка )особенно подростка* противостоянию подстрекательству! к! опасному! поведению!со! стороны! ровесников! или!старших товарищеЙ-! формирование! ответственности! за! здоровье! и! жизнь! окружающих людей-! особенно! младших! товарищей-! которые! могут!статъ! жертвой! нелепых и!опасных! рекомендаций! подростков-! подстрекающих! к!опасным! играм! и!занятиям< 5*!обучение! ребенка!элементарным! мерам! первой! помощи-! и-!прежде! всего- обеспечение! возможности! обратиться! запомощью! к!взрослым/ Основные! условия! проведения!успешной! профилактической! работы! с!детьми; 2-!Чтобы!избежать! несчастных! случаев-! родители-! прежде! всего-!должны изменить!свое! собственное! отношение! к! рискам/! Несчастные! случаи! должны перестать! считаться! роковым!злом-! которое! почти!невозможно! предупредить/ Только! при!таком! условии! можно! выработать! у! ребенка! навыки!осмотрительного поведения/ 3/!Родители! сами!должны! показывать! пример! безопасного! и!ответственного поведения/ З/! Важно! не! р€ввить! у! ребенка! чувства! робости! и! страха-! а-! наоборот- внушить!ему-! что!опасности! можно!избежать-! если! вести!себя! правильно" 5/! Никакой! реальной! пользы! не!будет!от!бесконечных! напоминаний! vбуд# осторожен*-! =делай!аккуратно*/! Необходимо! конкретно! объяснять-! что!именно следует! делать! и!что!делать! нельзя/! Следует! научить! его! последовательно! выполнять ----------------------- Page 6----------------------- 6 ряд!действий-! объясняя-! почему! необходимо! делать! именно! так/! mействие-! которое взрослыми! совершается! автоматически-! ребенку! необходимо! объяснить! дет€uльно/ 6/! Основное! внимание! взрослых! в!профилактике! обычно! бывает! направлено на! предупреждение! дорожно.транспортного! травматизма! и! предупреждение несчастных!случаев! при! выполнении! хозяйственных! работ/! Родителям! важно понимать-! что! несчастные! случаи! чаще! всего! происходят! во! время! игр и! развлечений/! Следует! именно! им! уделять! повышенное! внимание при!инструктировании! ребенка/ 7/! Очень! важно! приучать! детей! к!самообслуживанию-! к!участию! в!домашнем труде/! Ребята- JJомогающие родителям- как! правило- более! аккуратны и!внимательны! и!менее! подвержены! действию! опасных! факторов/! Приучая! ребенка к!работе! по!дому-! следует! подробно! разъяснить! ему-! почему! необходимо! выполнять те! или! иные! правила! при! пользовании! ножом-! иголкой-! электроприборами- механизированными! инструментами/ 8/!Иногда!бывает! полезно! рассказать! ребенку! о!несчастных! случаях- происшедших! с!другими! детьми/! Чтобы! этот! рассказ!ему!запомнился! и! принес ре€Mльную! пользу! воспитанию! навыков! правильного! поведения-! необходимо предоставить! возможность! самому! разобраться! в! причинах! несчастья/! Ребенок должен! понять-! как! можно! было! бы! в!данной! ситуации! избежать! опасности/! Именно такой! подход!убедит! его!в!том-! что!опасность! всегда! можно! предотвратить/ 9/! Родители! не!должны! равнодушно! проходитъ! мимо! небезопасных! шалостей детеЙ-! их!долг! предотвратить! беду-! даже! если!она!угрожает! чужому! ребенку/! Если родители!совместно! с! детьми! становятся! свидетелями! опасного! и! рискового поведения! других! людей-! это!должно! стать! поводом! для! серьезного! обсуждения/ 4/! Рекомендации! по!предупреждению! несчастных! случаев "ля!предупреждения! несчастных! случаев! необходимо! помнить! о!причинах- приводящих! к! ним-!а! также!действиях-! обеспечивающих! их! предупреждение- предотвращение/ ----------------------- Page 7----------------------- 7 4/2!Ожоги Ожоги! могут!быть! вызваны!соприкосновением! с! горячими! поверхностями- горючими! веществами-! при! нахождении! вблизи! открытого! огня- а!так! же! в! результате! длительного! пребывания! на!солнце! )такие! ожоги! могут сопровождаться! солнечным! или!тепловым! ударом*/ gmля! предупреждения! ожогов! ; ограничьте! доступ! детей! к! открытому! огню-! явлениям! и! веществам- которые! могут! вызвать! ожоги< запретите! детям! рsuзводить! костры! и!находиться! вблизи!открытого! огня без! присмотра! взрослых/ Щля!профилактики! солнечных! ожогов! и!ударов! необходимо; защищатъ! в!солнечную! жаркую! погоду! голову!светлым! )светлое!лучше отражает! солнечный! свет*-!легким-! легко! проветриваемым! головным! убором желательно! из!натурального! хлопка-! льна< защищать! глаза! темными! очками-! при! этом! очки! должны! быть с!фильтрами-! полностью! блокирующими! солнечные! лучи!диапазона! А-! В< лучи/! Солнце! самое!активное! и!опасное! в!период!с!23!до! }7!часов/ за31!.!41! минут!до! выхода! на!улицу< 6!.!б! минут! и!9!.! 21!минут! после!образования! загара< принимать! солнечные! ванны! не!чаще! 3!.!З!раз! в!день! с!перерывами- во!время! которых! ребенок! должен! быть! в!тени< избегать!воздействия! прямых!лучей! солнца! на!непокрытое! тело-! а!особенно голову/! С! этой! целью! необходимо! прикрываться! зонтом-! чередовать! купение и!отдых-! не!засыпать! на!солнце-! не!совершать! продолжителъных! экскУрсиЙ! В!жарУ- больше! пить< ----------------------- Page 8----------------------- Продолжительность! солнечных! ванн! изначально! не!должна! быть!дольше! 26!.!31 минут-! впоследствии! можно! постепенно! увеличить! время-!но!не!допьше! двух! часов!с обязательными! перерывами! нахождения! в!тени! и!прохладе/ загорать! лучше! не!лежа-! а! в!движении-! а!также! приниматъ! солнечные ванны!в!утренние! часы! и!вечерние< на!отдыхе-! на!море!пить! не!меньше! 3!.!4.х!литров! в!день- протирать! время!от! времени! лицо! мокрым-! прохладным! платком-! чаще умываться! и!принимать! прохладный! душ/ за! помощью/ 4/3! Падение! с!высоты Падения! с!высоты! чаще!всего!связаны! с!пребыванием! детей! без! присмотра в!опасных! местах! на!высоте-! с!опасными! играми! на!крышах-! строиках-! чердаках- сараях-! деревьях-! а! также! с! нарушением! правил! поведения! на! аттракционах и!качеKVJх/ необходимостъ! соблюдения! всех! правил!безопасности-! в!том!числе! не!вставать во!время!движения! аттракциона! или!во!время! раскачивания-! не!раскачиваться на! большую! высоту! и! т/п/-! а! также! использования! всех! страховочных приспособлений< обеспечить! ребенку! безопасность! и! присмотр! при! открытых! окнах и!балконах